Top.Mail.Ru
6 мин

Что такое проблемное обучение

Автор:
Что такое проблемное обучение

В педагогике существует большое количество подходов и методик, которые по-разному помогают преподавателю подавать информацию, стимулировать к выполнению заданий и раскрывать потенциал учеников. Сегодня мы поговорим об одном из популярных методов — проблемном обучении (ПО).
Его цель — побудить учащихся решать реальные задачи и находить выходы из различных ситуаций.

Так как этот подход интерпретируют по-разному, а при его применении преподаватель часто тратит много времени на подготовку материалов, мы, для вашего удобства, собрали главное в этой обзорной статье.

Рассказываем, как возникла концепция проблемного обучения, как применять её на практике, в каких случаях она может оказаться неэффективной. И главное — как ПО помогает бороться со страхом учеников перед решением задач.

Теория проблемного обучения

Начнём с того, как возникла эта методика. Её основоположник — советский педагог-теоретик М. И. Махмутов. Он разработал систему, которая сочетает самостоятельную поисковую деятельность учеников с усвоением научных знаний. Махмутов дал теоретическое обоснование методики в таких трудах, как «Теория и практика проблемного обучения» (1972) и «Проблемное обучение: основные вопросы теории» (1975).

Концепция проблемного обучения хорошо известна в российской педагогической практике и вписывается в современные тенденции в сфере образования.

«Считается, что позиция учитель-транслятор – устаревающий формат. Ему на смену приходят интерактивные диалоговые формы. Важно, чтобы в процессе обучения новое знание не просто передавалось от учителя к ученику, а рождалось в совместной деятельности через групповые дискуссии», — подчеркивает доктор педагогических наук Светлана Поздеева.

Проблемное обучение как раз способствует развитию навыков исследовательской работы в парах и минигруппах, а также формирует познавательную самостоятельность и помогает ученикам закрепить теоретические знания по изученной теме. 

Гибкость этой системы позволяет применять проблемное обучение в различной деятельности. Если коротко резюмировать, то проблемное обучение:

  • Развивает аналитическое мышление и коммуникативные навыки.
  • Формирует навык постановки и решения проблем.
  • Углубляет знания по изученной теме.
  • Формирует познавательную самостоятельность.

Давайте подробнее рассмотрим виды и методы ПО.

Виды проблемного обучения

Основатель теории ПО М.И. Махмутов разделяет его на 3 вида в зависимости от типа творческой деятельности:

· Научное творчество — теоретические исследования, где учащиеся выводят для себя правила, законы и теоремы. Способы работы: постановка теоретических задач, работа с научными текстами, обсуждение и анализ результатов.

· Практическое творчество — поиск практических решений и способов применения знаний в новых кейсах. Способы работы: семинары, практические задания, проекты.

· Художественное творчество — отображение действительности через воображение, например, рисование и написание произведений. Способы работы: творческие задания, проекты в области искусства.

Каждый вид можно применять на практике как в общеобразовательной, так и профессиональной школе, в зависимости от предмета и текущих требований к образовательному процессу. Но все они объединены регламентированной работой с проблемой. От видов следует отличать конкретные методы ПО.

Методы проблемного обучения

Взаимодействие с поставленной проблемой включает изучение готовых научных выводов, поиск решений для аналогичных задач, анализ информации и проверку результатов. Есть несколько способов применения ПО, которые отличаются степенью вовлеченности учеников.

· Частично-поисковый (эвристический) метод — поставить задачу и задавать ученикам наводящие вопросы.

· Проблемное изложение материала — поставить проблему и решить ее, комментируя свои действия.

· Репродуктивный метод — объяснить ученикам, как решается задача, а потом дать другую, похожую.

· Исследовательский метод — обозначить проблему и побудить учеников самостоятельно найти решение.

Один из популярных в России вариантов — репродуктивный метод. Он достаточно функционален: его можно использовать на любом уроке, когда в классе много учеников и время ограничено.

Давайте разберём, как именно он работает:

1. Учитель ставит четкую задачу. Допустим, на уроке экономики просит старшеклассников разбить бюджет на организацию школьного мероприятия по категориям. Проблема заключается в том, что бюджет ограничен. Ученикам нужно распределить средства между статьями расходов: аренда зала, еда, декорации, развлечения.

2. Ученики решают задачу так, как их учили. Ученики в группах разрабатывают схему распределения бюджета по образцу, который они изучили на предыдущем уроке. Каждая группа представляет схемы и обосновывает выбор.

Проблемное обучение: процесс по шагам

Чтобы вы могли внедрить ПО на своих занятиях, мы подготовили памятку по организации процесса и разделили его на пять этапов.

1. Создание проблемы

Преподаватель предлагает реальную или смоделированную проблему, создаёт отправную точку.

2. Создание инструкций

Учитель предоставляет необходимые инструкции и рамки для работы, определяет задачи, результаты, которые нужно достичь.

3. Подбор решений

Учащиеся работают индивидуально или в группах, изучают проблему, ищут возможные решения.

4. Обсуждение и анализ наиболее релевантных решений

Учащиеся представляют решения, обсуждают их в группе. Учитель помогает определить правильное решение.

5. Оценка работы учащихся

Педагог оценивает процесс и результаты работы учащихся. Он учитывает не только само решение, но и глубину анализа и аргументацию.

Педагогу важно понять, как от теории перейти к практике. Рассмотрим, как постановка проблемы может проходить в рамках учебного занятия.

Способы создания проблемной ситуации

Существует два стандартных подхода к созданию проблемной ситуации: задачи с удивлением или затруднением.



С удивлением

С затруднением

Описание

Проблема основывается на противоречиях, разных мнениях, ошибках.

Задача отличается от тех, что уже известны ученикам.

Как это можно реализовать

 

· Учитель одновременно даёт учащимся два факта, которые противоречат друг другу;

 

· Учитель побуждает учеников спорить о теме, рассматривать вопрос с разных точек зрения;

 

· Пример учителя содержит ошибку, в задании не хватает информации.

 

· Учитель предлагает практическую ситуацию, для выхода из которой у учеников недостаточно знаний.

Пример

На уроке биологии можно спросить учеников, почему у самцов животных окраска ярче, чем у самок, а среди людей красятся и ярче одеваются девушки.

На уроке географии учитель задаёт вопрос, почему океаны не переполняются и не затапливают сушу, если в них впадают сотни рек.

Что такое теория проблемно-ориентированного обучения

В США, Канаде и Европе распространено так называемое проблемно-ориентированное обучение (PBL). В отличие от ПО, в этом типе образовательной практики содержание, форма учебных занятий и оценка результатов направлены на формирование у учащихся навыка самостоятельного обучения.

Многие российские преподаватели считают проблемно-ориентированное обучение аналогом ПО. Это не совсем так. PBL — более структурированный и обширный процесс, охватывающий несколько видов деятельности. Он нужен, чтобы побудить ученика самостоятельно находить выходы из ситуаций, а не ориентироваться на указания преподавателя.

Проблемно-ориентированный метод обучения предполагает комплексную деятельность: проектирование проблемных ситуаций, групповая работа, дискуссии, выделение нескольких решений. Обсуждения помогают ученикам развивать критическое мышление и навыки аргументации.

Немного о том, как строится проблемно-ориентированное обучение:

1. Учитель моделирует кейс или обращает внимание учеников на ситуацию, где они определяют проблему. Например, уже упомянутое нами школьное мероприятие и траты на него.

2. Ученики формулируют и решают проблему сами. Например, определяют, что нужно распределить бюджет. Работая в группах, они разрабатывают план затрат. В ходе обсуждения предлагают варианты, как сократить или перераспределить расходы.

3. Учитель не даёт готовых ответов, но следит за ходом мысли учеников и может направить их, если они столкнутся с трудностями.

Сходства и отличия от проблемно-ориентированного обучения

Использование проблемного обучения и PBL способствуют развитию аналитического мышления. Но у них есть отличия в степени самостоятельности учеников, правилах организации учебного процесса и роли педагога. Мы собрали главные отличия в сравнительную таблицу.

Критерий

ПО

PBL

Цель

Развивать умение применять знания на практике. Проблема — это инструмент для фокусирования внимания на заданной теме

Развивать навыки анализа информации, самостоятельного принятия решений и понимания предмета через работу над реальными задачами

Организация совместной деятельности

Самостоятельные исследования и традиционные лекции и семинары

Групповая работа, обсуждения, самостоятельные исследования, кейсы

Роль учителя

Педагог-лидер может активно передавать знания, объяснять ход решения

Педагог-тьютор выполняет роль консультанта, направляет учеников, но не предоставляет прямых решений

Самостоятельность

Частичная автономия учеников, помощь учителя

Высокая автономия учеников

Особенности проблемы

Задача решается изученными методами, для нее заранее есть «правильное решение».

Проблемы — контекст для изучения материала

Задача решается так, как ученикам покажется наиболее верным. Проблемы — основа, всё обучение организовано вокруг их решения

В таблице показано, что методы отличаются по пяти критериям. Из-за этого порядок их применения на практике может быть разным. Далее расскажем, почему все-таки ПО — подходящий метод для российской школы.

Почему стоит применять ПО

Применение методов проблемного обучения позволяет преодолеть один из основных психологических барьеров — страх учащихся перед решением открытых задач. А образовательный подход PBL не позволяет работать с этим барьером.

Некоторым ученикам сложно решать задачи без чётких указаний, правил и критериев. Если у них не хватает опыта самостоятельного решения проблем, то снижается мотивация при столкновении с нечёткими требованиями. Могут возникнуть трудности с тем, чтобы понять задание, сформулировать гипотезу. Появляется страх перед групповым обсуждением и презентацией результатов. Так как с ПО педагог может направлять учеников, их негативные эмоции и опасения можно нивелировать.

В проблемно-ориентированном обучении оценка успешности внедрения PBL и оценка ответов учеников может быть субъективной, так как готового решения проблемы нет. Не всегда понятно, какие именно результаты следует считать успешными при использовании этого метода. Считается, что результативность ПО и частные решения задач оценивать проще. Предполагается, что ответы у учителя заготовлены заранее, но он дополнительно может отметить и оценить креативность и глубину анализа.

Когда метод проблемного обучения может оказаться неэффективным

· У учеников нет определенных базовых знаний. Если они недостаточно подготовлены и не справляются с поиском решений, это затормозит процесс обучения.

· Нужно быстро передать большой объем теоретических знаний. Например, юристам, медикам или технологам необходимо выучить теорию перед работой. Здесь подойдут традиционные методы обучения.

· Необходимо сделать акцент на самостоятельность и инициативность учащихся. В таком случае лучше подойдут технологии проблемно-ориентированного обучения.

Как применить ПО в разных сферах: примеры

Технологии проблемного обучения могут отличаться для разных учебных дисциплин. Разберём пример проблемного обучения.

На уроках литературы можно предложить ученикам обсудить моральную дилемму персонажей в произведениях. Например, ученики проанализируют роман, расскажут, как бы они поступили на месте героя, обоснуют свои решения. На уроках иностранного языка, в рамках ПО, дать задание подготовить проект о социальных проблемах в стране изучаемого языка. Ученики могут найти информацию о текущих событиях и предложить решения от имени правительства.

ПО можно применить и в колледже или университете. Например, для занятий по медицине — организовать диагностику заболевания пациента на основе предоставленных клинических данных. Ученики разберут симптомы и соберут анамнез. При этом они самостоятельно работают с информацией. Вариантом для студентов, изучающих инженерию, может стать проектирование дома или моста в нетипичной местности. Ученики опишут сложности, выберут материалы и учтут разные параметры (безопасность, устойчивость, затраты).

Итак, использовать ПО или нет?

Для ответа на этот вопрос нужно отталкиваться от сферы и текущих задач образовательного процесса. Если вам важно быстро передать теоретические знания ученикам, то лучше использовать традиционные методы. Если ваши ученики обладают широкими знаниями в области, например, хорошо знают иностранный язык и умеют работать в команде, стоит обратиться к PBL. Во многих других случаях, описанных выше, будут полезны методы ПО. , Но не нужно забывать и о связанных с ними сложностях — высоких требованиях к самостоятельности учащихся, необходимости преподавателю тратить много времени на подготовку кейсов и моделирование проблемных ситуаций. Ещё одна трудность — результат работы сложно оценить в тех случаях, когда нет однозначного готового решения проблемы.

Если эти вещи не представляют проблемы для вас и потенциальных учеников, то использование ПО разнообразит учебные занятия и сфокусирует внимание учащихся на изучаемой теме.;

Назад к публикациям
Поделиться в соц. сетях: