Организация корпоративной учёбы — задача, требующая вдумчивого и систематизированного подхода. Ваши потенциальные ученики — взрослые люди, с индивидуальным опытом и устоявшимися взглядами, а также, нередко, со скептическим или даже критическим отношением к предлагаемым формам обучения и новым знаниям. Методика обучения здесь должна отличаться от привычного «школьного формата», когда учитель рассказывает тему урока и в лучшем случае проводит контрольную. Для решения подобных образовательных задач разработаны различные системы, и сегодня мы рассмотрим Цикл Колба — инструмент, идеально подходящий для краткосрочных тренингов.
Что такое Цикл Колба
Это 4-шаговый метод обучения, названный по фамилии создателя — Дэвида Колба. Автор предложил его широкой публике в 1984 году в книге «Experiential Learning: Experience as the Source of Learning and Development». В ней Дэвид Колба систематизировал работы и зарекомендовавшие себя приёмы известных психологов, после чего превратил их в понятную схему обучения.
Основной упор в Цикле Колба сделан на получение и трансформацию личного опыта сотрудника в процессе обучения, что в свою очередь зависит от индивидуальных особенностей и окружения. При этом учёба получается непрерывной: закончив один полный «круг», человек автоматически оказывается в начале нового. Процесс чем-то напоминает восходящую спираль. Вход в цикл возможен на любом из этапов. В методе также предусмотрено разделение всех учащихся по стилям их обучения.
Этапы Цикла Колба
Цикл состоит из четырёх этапов, в которых чередуются получение опыта (новой для сотрудника информации) и его трансформация (усвоение и последующее использование).
Последовательность этапов выглядит так:
- Непосредственный опыт (Concrete Experience).
- Рефлексивное наблюдение (Reflective Observation).
- Абстрактная концептуализация (Abstract Conceptualization).
- Активное экспериментирование (Active Experimentation).
Первый и третий этапы отвечают за получение новых знаний, а второй и четвёртый — за усвоение.
Непосредственный опыт. Здесь ученик сталкивается с ситуацией, имеющей отношение к теме тренинга, и должен сделать что-то для себя новое или отличным от привычного способом. В результате может наблюдаться негативный результат, появляться какие-то новые ощущения в процессе — тот самый новый опыт.
Рефлексивное наблюдение. После получения нового опыта необходимо его осмыслить, отрефлексировать — пронаблюдать за своими чувствами, эмоциями, мыслями и реакциями, чтобы впоследствии сделать необходимые выводы: что помогало, что мешало решить задачу, что необходимо узнать и сделать для успешного завершения.
Абстрактная концептуализация. Передача новой информации. На этом этапе обучаемый уже замотивирован, а скепсис и возможное сопротивление сведены к минимуму.
Активное экспериментирование. Последний этап отвечает за получение нового опыта: ученик применяет полученные знания для успешного решения тренировочной задачи. При этом цикл не останавливается: в случае неудачи необходимо снова отрефлексировать этот опыт и получить новые знания, а в случае удачи — попытаться выполнить сходную задачу на более сложном уровне или применить навыки в реальной ситуации.
Как применять Цикла Колба в обучении
Чтобы эффективно внедрить Цикл Колба в корпоративное обучение, необходимо подготовить материалы, затрагивающие все четыре этапа с учётом задач конкретной учебы. Для этого нужно собрать пожелания и обратную связь от прямых руководителей учеников, провести анкетирование и, конечно же, применять правильные приёмы на каждом этапе.
На первом этапе используются приёмы актуализации и проблематизации. В процессе актуализации ученик вспоминает свой прошлый опыт решения подобных задач, систематизирует его и выбирает оптимальный с его точки зрения вариант для предлагаемого случая. При проблематизации он сталкивается со сложностями — нетипичный случай, более трудная задача. Таким образом выявляется недостаток знаний и повышается мотивация их получить.
Второй этап, рефлексия, требует прямого диалога с тренером: обучаемый проговаривает свои ощущения и мысли, а тренер с помощью наводящих вопросов и поддержки помогает получить максимум пользы.
На третьем, «информационном» этапе важно предложить понятные и доступные материалы — текстовые, графические, в виде лекций — чтобы ученик максимально эффективно всё усвоил.
Четвёртый этап — применение полученных знаний — потребует создания ещё одной версии задачи, использования виртуальных тренажёров или игровой ситуации с тренером. Также в случае успеха можно предложить ученик решить пару реальных задач по теме обучения.
Не стоит забывать о важности комфортной среды, в которой ученики могут не только эффективно практиковаться, но и обмениваться обратной связью. Должна быть возможность совершать ошибки, тестировать навыки и получать своевременную поддержку.
При правильном применении Цикл Колба даёт большие преимущества для обучения: процесс размышления и анализа собственного опыта и результатов применения полученных знаний повышает эффективность усвоения информации и лучше закрепляет её. Плюс метод позволяет подстроиться под разные образовательные задачи и стили обучения.
Типы обучающихся по Колбу
В своей работе 1984 года Колб выделил четыре стиля обучения, которые выводились из элементов цикла: аккомодационный, дивергентный, конвергентный и ассимилирующий. Обучающихся с такими типами называют «деятели», «наблюдатели», «практики» и «теоретики». Узнав тип ученика, можно помочь ему эффективнее достигать образовательных целей, расширить возможности познания за счёт использования других, «слабых» для него типов, или ускорить обучение, опираясь на основной, «сильный» тип.
- Аккомодационный стиль: сочетание получения новых ощущений и действия, «деятель». Ученик с таким типом делает акцент на практику и экспериментирование при решении задач, предпочитает работать в команде и полагается преимущественно на интуитивные догадки вместо логических выводов и анализа.
- Дивергентный стиль: связка новых ощущений и наблюдения, «наблюдатель». Обучаемый максимально ориентирован на сбор информации о задаче, исследовании разных подходов. Так же, как и первый тип, он предпочитает работать в коллективе — для получения максимального количества альтернативных взглядов.
- Конвергентный стиль: связка размышления и действия, «практик». Такой тип учеников ориентирован на конкретное решение определённой задачи, предпочтительно технической направленности. Их сильные стороны — практический подход и эффективное применение полученных знаний.
- Ассимилирующий стиль: сочетание размышления и наблюдения, «теоретик». В отличие от первых двух типов он максимально ориентирован на индивидуальный подход в работе и теоретические изыскания. У таких учеников отличные навыки работы с литературой и анализа больших объёмов информации, а также систематизации и структурирования.
Недостатки Цикла Колба
Не каждое обучение можно провести с помощью Цикла. Например, курсы, направленные на расширение кругозора, информирование слушателей, не требующие и не имеющие практического применения: исторические, литературные и тому подобное. Также метод не применим если цена ошибки при прохождении «практических» этапов очень велика — это различные опасные производства, медицина. Здесь нужно применять классические методы обучения, в которых сначала идёт теоретическая часть, а потом — практическая, под строгим контролем.
Также Цикл Колба подходит не для всех учеников. В первую очередь, тут важен возраст: способность к полноценной рефлексии, глубокому анализу и даже навык обмена обратной связью присущи взрослым. Но и в этом случае требуется не только готовность учиться, но и стабильное психоэмоциональное состояние, отсутствие сильного стресса или выгорания, заметно снижающих способности противостоять трудностям и анализировать полученный опыт. Обучение таких специалистов может быть не только малоэффективным, но и ухудшить их состояние — для этого и необходимо предварительный отбор обучаемых.
Несмотря на свою эффективность, методика является достаточно старой — база для неё была заложена ещё в начале прошлого века, когда не существовало большого количества современных технологий и исследований, изменивших не только методы работы, но и стиль потребления информации, её скорость и тип, а также взаимодействие между людьми.
Методика не связана с другими образовательными моделями, равно как и со стратегиями обучения в компании, целеполаганием. Для эффективной работы Циклу Колба нужно установить эти связи, проконтролировав, что каждый из элементов не конфликтует с другим, а работает на общую цель. То есть, этот метод не универсальный, и необходимо его тщательно «настраивать» под каждый конкретный случай. Или вообще отказаться от применения в пользу более эффективных подходов.
Цикл нельзя использовать как готовый инструмент из четырёх шагов: требуется чётко понимать, что подразумевается под каждым из этапов, следить за эффективным прохождением каждого ученика, а потому тренер должен провести большую предварительную подготовку и быть максимально включённым в процесс обучения. Здесь не обойтись без грамотного специалиста с достаточной квалификацией.
Ну и наконец, данный подход не сработает, если ученику нужно освоить навыки или решить задачи, с которыми они раньше не сталкивались. Тут рекомендуется сначала провести обучение по классической схеме «теория сначала, практика потом», проанализировать результаты, и только после приступать к подготовке обучения по Циклу Колба.
Итоги
Цикл Колба — это в первую очередь обучение через эксперимент, которое позволяет получить максимально объёмный и ценный опыт для участников. Метод эффективен для работы с различными типами обучаемых и развития у них критического мышления. Он остаётся актуальным образовательной системой и обладает достаточной гибкостью для настройки под различные задачи, в том числе с использованием современных технологий. А возможность его интеграции с другими образовательными технологиями повышает эффективность корпоративного обучения.