Top.Mail.Ru
6 мин

Реестр отечественного ПО: зачем он нужен и как в него попасть

Автор:

Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных был создан после выхода Постановления РФ от 16 ноября 2015 г. №1236, запрещающего госзакупки иностранных программных продуктов. Запуск реестра был продиктован необходимостью перехода на российское безопасное ПО из-за санкций против отечественных предприятий и организаций и изменений условий использования многих программных продуктов (включая полный запрет на использование).

Этот реестр – не единственный. Кроме него существует евразийский реестр, где собраны решения, разработанные в странах ЕАС (куда, помимо России, входят Белоруссия, Армения, Казахстан и Киргизия), которые можно приобретать. Посмотреть всех участников можно по ссылке reestr.digital.gov.ru/reestr/.

У обоих Реестров одинаковая структура – таблица с номером регистрационной записи, датой регистрации, названием ПО, названием правообладателя и классом ПО — по сути, типом программного обеспечения. А если зайти в карточку конкретного продукта, откроется расширенная информация о правообладателе, описании продукта, а также дополнительные классы ПО и коды продукции в соответствии с ОКВЭД.

Основная задача Реестра – поддержка и стимулирование российских разработчиков ПО, а также распространение отечественных решений в государственных организациях. Плюс сам факт нахождения в Реестре повышает доверие к программному продукту и среди обычных, «негосударственных» пользователей — минимизируются риски для бизнеса, появляется уверенность, что разработчик не уйдёт с рынка из-за внешнего влияния и так далее.

Продукты МойОфис, внесённые в Реестр

Естественно, продукты МойОфис также входят в Реестр отечественного ПО. В частности:

  • МойОфис Професcиональный – предназначен для организации рабочего процесса и совместной работы с документами в корпоративной сети на ПК, мобильных устройствах и в веб-браузерах
  • МойОфис Стандартный – для организации рабочего процесса и работы с электронными документами на ПК
  • МойОфис Частное Облако – позволяет совместно работать с документами, организовывать деловую переписку и планировать рабочие встречи
  • Mailion – корпоративная почта нового поколения, поддерживающая до миллиона пользователей
  • МойОфис Почта – сочетание веб-сервисов и приложений для совместной работы с документами в корпоративной сети на мобильных устройствах и браузерах
  • МойОфис Образование – набор редакторов, помогающий решать различные учебные и административные задачи в образовательных учреждениях
  • MyOffice Plus – комплексное решение для организации рабочей среды в крупных государственных организациях и коммерческих предприятиях
  • МойОфис Защищенное Облако – комплекс сертифицированных сервисов для хранения данных в защищенном облаке, безопасной обработки конфиденциальной информации и совместной работы над документами
  • МойОфис Документы для мобильных платформ – позволяет управлять документами на устройстве и в облаке, редактировать тексты, таблицы и просматривать презентации.
  • МойОфис Комплект Средств Разработки (SDK) – предназначенн специально для разработчиков, с его помощью обеспечивается взаимодействие прикладных систем с приложениями МойОфис.

Более подробно узнать про эти продукты можно по ссылке myoffice.ru/reestr/

Преимущества нахождения в Реестре ПО

У разработчиков может возникнуть закономерный вопрос: «Зачем мне попадать в Реестр, если я не разрабатываю приложения непосредственно для госсектора?» До 2020 года основным мотивом было преимущество на госзакупках, ведь государственные компании или компании с участием государства не имели права приобретать иностранные решения, если существует отечественный аналог, записанный в Реестре. Но сейчас количество приятных бонусов увеличилось.

Во-первых, это серьёзная налоговая льгота: если продаётся ПО из Реестра, то не нужно платить 20% НДС. То есть, можно или снизить цену на продукт и привлечь новых покупателей, или оставить больше денег для себя. При этом льгота распространяется не только на разработчика или владельца прав на программное решение, но и на дистрибьюторов, компании, устанавливающие и поддерживающие его. Кстати, встроенное ПО также входит в этот список.

Во-вторых, само участие в госзакупках — отличная возможность получить крупного и стабильного заказчика, готового приобретать в больших объёмах и пользоваться услугами поддержки в течение долгого времени.

В-третьих, это ИТ-аккредитация. Наличие продуктов в Реестре позволяет получить ИТ-аккредитацию без предоставления сведений о заработной плате.

И в-четвёртых, появляется возможность получить от государства гранты на развитие бизнеса: существуют различные категории поддержки, направленные на разных получателей — от небольших IT-стартапов, только выходящих на рынок, до самых крупных производителей.

Как подать заявление?

Теперь разберёмся, что нужно сделать разработчику, чтобы его приложение попало в Реестр ПО. Сначала нужно изучить классификатор программ на сайте Минцифры (digital.gov.ru/ru/documents/7362/) и найти в нём подходящие коды. При этом ограничений по платформе нет — допускаются как «настольные» версии, так и серверные решения, и приложения для мобильных устройств. Также стоит отметить, что при заполнении заявки потребуется приложить копию программы для экспертной оценки соответствия условиям — в виде ссылки для скачивания. В случае SaaS-решений для проверки отправляется серверная часть, а для встроенных и специфических, работающих на определённом «железе», хватит демоверсии или иной версии, с неполной функциональностью. Всё это стоит подготовить заранее. Эту проверку необходимо пройти только в первый раз, в дальнейшем подача новых сведений в Реестр понадобится только, когда ПО получит существенные архитектурные изменения.

Второй этап — подготовка необходимых документов. Их можно разделить на два пакета: относящиеся к разработчику и к непосредственно программному обеспечению. В первом пакете нужно предоставить:

  1. 1. Устав и доверенность, если заявку подаёт не руководитель, ИНН и паспортные данные в случае, когда правообладатель является физлицом.
  2. 2. Свидетельство о регистрации программы в Роспатенте.
  3. 3. Приказ руководителя об утверждении ТЗ и завершении разработки.
  4. 4. Договоры заказа в случае привлечения сторонних специалистов.
  5. 5. Заполненная техническая документация, описание и инструкция для ПО.
  6. 6. Договор о приобретении прав на программу или другие документы, подтверждающие права на ПО.

Также нужно указать лицензионные отчисления за границу, если они есть, и лицензионные договоры при их наличии, а также сведения о бенефициарах. Необходимо включить и данные об организациях, которые будут обеспечивать обслуживание, поддержку и модернизацию.

Пакет, относящийся непосредственно к ПО, должен содержать:

  1. 1. Описание характеристик и возможностей программы (это можно сделать в свободной форме).
  2. 2. Описание характеристик технических средств, относящихся к ПО.
  3. 3. Если в процессе разработки использовались сторонние компоненты их следует указать внутри продукта в «правовых уведомлениях»
  4. 4. Документацию с описанием жизненного цикла ПО, включая информацию о персонале, который будет этим заниматься, необходимо оформить с учетом рекомендаций с ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-2010.

Плюс нужно проверить, что страница ПО доступна в сети: там должна быть информация о продукте, инструкция (в том числе по установке), стоимость лицензии или условия использования свободной лицензии. Права на домен, на котором размещена страница (или сайт), также необходимо доказать соответствующими документами. И, конечно же, нужно приложить инструкцию и иную необходимую информацию к проверочному экземпляру программы. Дополнительную помощь можно получить на странице reestr.digital.gov.ru/help/.

Последний шаг — подача заявления. Это делается на официальной странице Реестра по адресу reestr.digital.gov.ru/request/, для регистрации заявки у подающего лица должна быть учётная запись на Госуслугах и Электронная Цифровая Подпись (ЭЦП). Нужно заполнить форму, приложить документы и ссылку на программу, после чего на почту придёт уведомление о принятии документов, и будет присвоен номер заявки. Её статус можно отслеживать в личном кабинете.

А что дальше?


После этого начинается рассмотрение заявки, которое проходит в два этапа. На первом, формальном, документы и ПО проверяются на соответствие требованиям: всё ли верно заполнено, все ли нужные документы приложены к заявке, активны ли ссылки на скачивание, корректны ли реквизиты и тому подобное. В случае обнаружения каких-либо ошибок об этом сообщат, и вам нужно будет исправить указанные недочёты. Если ошибок нет, то заявка считается принятой, и рассмотрение переходит на второй этап — экспертный.

Заявка и все документы передаются в организацию, обладающую необходимыми техническими возможностями и компетенциями, где специалисты будут оценивать и документы, и непосредственно ПО. На этом этапе также могут запросить дополнительные сведения или указать на недочёты, которые тоже нужно устранить. После чего экспертное заключение передаётся на третий этап.

На последнем этапе Минцифры организует заседание экспертного совета, где рассматривается заявка и экспертное заключение, после чего издаётся приказ о включении ПО в Реестр или отказе. Отказ может последовать в случае подачи недостоверных сведений, если ПО не соответствует требованиям или обнаруженные на предыдущих этапах недочёты не были устранены в срок. Если всё хорошо, то ПО появляется в Реестре через день, а на почту приходит соответствующее уведомление.

Требования Реестра ПО для разработчиков

Итак, что же нужно, чтобы успешно подать заявку, пройти экспертизу и попасть в Реестр? Есть несколько условий:

  • Ббольшая часть компании-разработчика ПО (которой принадлежат права) должна быть российской или, если заявку подаёт частное лицо, он должен быть гражданином РФ.
  • ПО, и его компоненты должны иметь возможность беспрепятственно использоваться на всей территории России (например, некоторые компоненты иностранных компаний запрещены к использованию в Крыму, и их включение в состав ПО приведёт к отказу во включении в Реестр).
  • ПО не содержит сведений, составляющих государственную тайну.
  • Обновление и гарантийное обслуживание, техническая поддержка, а также контроль ПО должны осуществляться российскими организациями.
  • Сумма выплат по различным договорам за границу не должна быть больше 30% от выручки.
  • Технические средства, которые необходимы для разработки ПО, также должны находиться на территории России.
  • Интерфейс приложений должен быть на русском языке.
  • ПО, предназначенное для защиты конфиденциальной информации, должно иметь соответствующие лицензию и сертификацию.
  • У ПО должен быть свой сайт, на котором размещена вся необходимая информация, и доступ к ней должен быть даже у неавторизованных пользователей.

Насколько это сложно — попасть в реестр отечественного ПО?

На самом деле, успешно пройти все этапы и увидеть заветную запись на странице Реестра не так сложно — важно внимательно подготовить все пакеты документов, уделяя особое внимание «технической» части. Всю необходимую информацию можно найти на сайте Реестра. В случае каких-либо проблем после подачи заявки вас уведомят о недочётах и дадут время на их исправление или предоставление требуемых документов. Если же у вас всё равно останутся вопросы или вы хотите уточнить какие-то важные моменты по заполнению заявления, можно обратиться к представителям Реестра через форму обратной связи по адресу reestr.digital.gov.ru/feedback/ или в Центр Компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ (ru-ikt.ru/). Сейчас сроки рассмотрения сокращаются, и весь процесс занимает от силы пару месяцев. А сам факт попадания в Реестр отечественного ПО даёт заметные преимущества.

 

Назад к публикациям
Поделиться в соц. сетях: