На секции обсудили вопросы внедрения инновационных инструментов, способствующих персонализации обучения, рассмотрели использование искусственного интеллекта для оценки успеваемости. Важной темой стала интеграция геймификации и интерактивных методов обучения, повышающих мотивацию и вовлеченность учащихся. Кроме того, эксперты поделились успешными кейсами применения цифровых технологий в различных образовательных учреждениях и обсудили вызовы, с которыми сталкиваются преподаватели в процессе их интеграции.
Анастасия Горелова отметила, что в погоне за ИИ, развитием сложных роботехнических систем из внимания часто упускается базовая компетенция по выбору инструментов обработки, анализу и критическому восприятию информации. Нередко школьники даже с помощью автоматизированных средств не могут составить оглавление и расставить нумерацию страниц. В ряде вузов отмечают, что студентам сложно написать официальное письмо в деканат, а те, кто впервые устраивается на работу, не могут сформировать заявление на отпуск. Базовые умения воспринимаются как нечто, что учащийся освоит самостоятельно, но на деле это происходит не всегда.
По мнению Анастасии Гореловой, цифровая грамотность — важнейший навык современного человека. Начиная со школы, дети должны уметь искать, анализировать и обрабатывать информацию. Умение выбрать способ и форму представления данных — метапредметный результат обучения. Однако осваивать базу по работе с информацией в 7 классе, когда в школах начинается информатика, — поздно, а обучение владению зарубежным решениям для нашей страны неактуально. Для дальнейшей работы с любым ПО важно формировать универсальные навыки, не привязанные к работе с конкретными инструментами.
В своем выступлении Горелова рассказала о необходимости совместной работы над имеющимися рабочими тетрадями и учебниками. Это поможет школьникам научиться принципам работы с информацией, в противовес неэффективному «натаскиванию» на конкретные кнопки в интерфейсах решения. Искусственный интеллект в решениях для образования может улучшить качество материалов и их представление, но сначала учащимся важно дать фундамент и основы обработки информации.
Анастасия Горелова рассказала про опыт апробирования нескольких подходов в МойОфис. Один из них — Азбука МойОфис, привычная модель обучения для учащихся от 8 лет. «С помощью рабочей тетради мы знакомим ребят с основами обработки информации и инструментами для работы с ней. По нашему пособию занимаются дети в ряде школ в Ленинградской, Тверской областях, используют на занятиях в ИТ-куб Иркутска и запускают обучение в ИТ-Куб Ижевска. Азбука спроектирована так, что можно выполнить задание с помощью карандаша и только при желании перейти к использованию планшета или компьютера». Спикер отметила, что решение помогает школьникам увидеть полезное применение мобильных устройств, что планшет можно использовать не только для игры, но и для учебы. С помощью простых инструментов, доступных как на планшете, так и на компьютере, ученик начальных классов при помощи старших родственников может быстро сформировать анкету для сбора информации, построить диаграмму и подготовить выступление на конкурс. Для учеников средней школы на сайте МойОфис доступны практикумы — они закрывают потребность в изучении навыков в привязке к российским решениям.
Спикер также сообщила, что студенты колледжей и вузов могут изучать инструменты в цифровой среде. «Такой подход мы реализовали совместно с проектом Открытое образование, где опубликовали электронные курсы в формате SCORM для изучения всеми участниками. Так, наш партнер МГУ им. Ломоносова использует этот курс для обучения студентов и преподавателей в рамках своего учебного плана». Асинхронный формат позволяет изучать материал в собственном темпе и прорабатывать отдельные темы с помощью симулятора внутри курса.
Участники секции сошлись во мнении, что подход, ориентированный на симбиоз разных способов обучения, максимально эффективен — так легко выбрать комфортную индивидуальную траекторию. В МойОфис уже интегрировали искусственный интеллект в коммерческие проекты и не сомневаются, что развитие технологии поможет учащимся быть еще успешнее.
Международный форум Kazan Digital Week 2024 традиционно прошел при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и кабинета министров Республики Татарстан. Участниками форума стали отечественные и зарубежные ученые, эксперты, руководители федеральных ведомств и субъектов Российской Федерации, представители крупного бизнеса и разработчики стартапов.